Фото: Твиттер
Дмитрий Бажанов о том, как красно-синяя лодка раскачивает сама себя.
Сергей Овчинников, Виктор Онопко, Андрей Мовсесьян, Алексей Березуцкий – за последние 20 лет из ЦСКА единоразово никогда не уходило столько людей (футболистов не берем). Мовсесьян и Березуцкий пока официально не покинули клуб, но сам факт, что об их уходе так настойчиво пишут СМИ (а ЦСКА не опровергает), наводит на определенные мысли.
В эпоху Евгения Гинера ЦСКА всегда был семьей. И команда, и клуб. Это не означает, что в ЦСКА все целовались в десны, и не возникало никаких конфликтов. Но все неурядицы старались решать внутри, без огласки. А еще ЦСКА никогда просто так, без веской причины, не отпускал своих людей.
С каких пор Овчинников и Онопко свои для ЦСКА, спросите вы? Я отвечу: какими еще, если не своими, можно считать людей, которые проработали в клубе 6,5 (Овчинников) и 11 (Онопко) лет? Мы не берем их игровую карьеру – мы говорим о них исключительно как о тренерах.
В эпоху Гинера ни один главный тренер, кроме Валерия Газзаева, не приходил в ЦСКА со своим штабом. Можно было взять максимум одного помощника. И только со временем Слуцкий, Гончаренко получали возможность приглашать в штаб новых людей. Именно приглашать новых, а не избавляться от старых – это важно.
В чем сакральность тренерского штаба? Почему так важны люди, которые, по сути, ничего не решают и выполняют сугубо вспомогательные функции? Они – это преемственность. Сохранять тренерский штаб – значит, не рушить команду до основания при смене главного тренера. Это стабильность. И уход Овчинникова и Онопко – удар по стабильности команды ЦСКА.
Самое странное, что решение не продлевать с ними контракты ЦСКА принял, чтобы сделать хорошо Виктору Гончаренко, чтобы ему комфортнее работалось (пишут ведь, что у Гончаренко были разногласия с Овчинниковым, а Онопко в итоге просто попал под раздачу). Возможно, через полгода в ЦСКА не будет самого Гончаренко. И в этой связи расставание с Овчинниковым и Онопко выглядит недальновидным. А это не похоже на ЦСКА.
История с Ал. Березуцким и Мовсесьяном – тоже вопрос преемственности и стабильности. Только уже не команды, а клуба. Если в случае с Овчинниковым и Онопко могут быть вопросы, свои они для ЦСКА или нет, то в случае с Мовсесьяном и уж тем более с Березуцким все очевидно.
Какие разногласия могли возникнуть у Березуцкого с руководством клуба, чтобы он после года работы, по большей части ознакомительной, решил уйти? Таких людей нельзя просто так отпускать! Они – связь поколений. Как бы ни была банальна фраза «без прошлого нет будущего», это ведь правда так. И подтверждение этой фразы можно увидеть, если взглянуть на другие российские – московские – клубы. ЦСКА хочет так же?
Вероятный уход Мовсесьяна во всей этой цепочке выглядит наиболее логичным. Ему доверили руководить селекцией, дали много денег, а он провалил трансферную кампанию. Заиграл только Зайнутдинов, который стоил дешевле всех и которого, если верить Тимуру Гурцкая, Мовсесьян подписывать не хотел.
Но ведь именно Мовсесьян привел в ЦСКА Головина, Кучаева. До того, как возглавить селекцию, он довольно долго работал скаутом. Неужели нельзя было оставить его хотя бы в качестве скаута? У него были ошибки (Гогуа, Лукас Сантос), но при этом его скаутские скиллы признают люди из индустрии. Ну и самые известные результаты его работы – в первом предложении этого абзаца.
Но, повторюсь, по вероятному уходу Мовсесьяна вопросов меньше всего. Хотя бы понятна логика этого решения. А вот Овчинников, Онопко, Березуцкий…
Я не случайно начал с того, что при Гинере ЦСКА всегда был семьей. То, что в клубе творится сейчас, совсем не похоже на семью. Только если на неблагополучную. В чем причина? Я не думаю, что изменился Гинер и его подход. Видимо, окончательно и бесповоротно наступил тот момент, когда слово Евгения Ленноровича больше не решающее. Он теперь священная корова – непререкаемый символ, но не более того.
Решает теперь владелец – банк ВЭБ. В первую очередь, видимо, в лице Максима Орешкина. И банк, и Орешкин заинтересованы в том, чтобы ЦСКА процветал, тут нет никаких сомнений. И обеспечение материальной базы – например, выделение денег на трансферы – для этого очень важно. Но одних только денег мало. Опять-таки, на примере других московских клубов можно убедиться, что прикладывание денег к больному месту ничего не даст. Надо еще думать, еще и работать надо.
Уход Овчинникова, Онопко и, возможно, Березуцкого с Мовсесьяном – это бездумно. Это дестабилизация. На которую новое руководство ЦСКА идет осознанно. И которую не заткнуть деньгами.
Болельщикам остается лишь надеяться, что они знают, что делают…
Дмитрий Бажанов, tele-sport.ru
Tele-sport.ru теперь и в Телеграме! Подписывайтесь https://t.me/telesportmedia
Meta (Facebook, Instagram) признаны в России экстремистскими организациями