29 октября 2020, 07:54 Лига чемпионов УЕФА

В цветах «Зенита» появился чёрный (траурный). На поражение Семака от «Боруссии»

Артем Борисов — о концах и началах ужасного «Зенита». 

Перед игрой «Зенита» и Дортмунда, как и полагается, была показана реклама, в которой великий дирижер Гергиев с оркестром Мариинского театра наигрывает «Лебединое озеро» Чайковского во славу компании «Газпром». Стандартный ролик на этот раз обострял сразу несколько тем, начиная с Рурского дерби, где газовый спонсор поддерживает отнюдь не дортмундскую «Боруссию» (а в выходные она как раз обыграла «Шальке» 3:0), и заканчивая тем, что именно болельщик «Зенита» Гергиев двадцать лет назад заново породнил русскую и немецкую культуру, вернув в Мариинку давно позабытые ею оперы Вагнера. Среди них — «Кольцо нибелунга», главный германский эпос о том, как борьба за сокровища Рейна приводит к гибели богов.

Вслед за телерекламой на поле в Дортмунде разыгралась (да и то еле-еле) история о том, как борьба за сокровища Рейна приводит к добиванию лежачих и окончательному подавлению почти подавленных.

Виртуальная реальность, в которой ляп-тяп тренер Семак уже изгнан из «Зенита» за общее расстройство дел и субтильные игровые идеи к моменту матча с «Боруссией» наглухо перекрыла объективную реальность, в которой Семак продолжает работать с командой, переживающей обычный спад. И вроде ничего — просто народная молва, вечно путающая правду своего злорадства с правдой чужого кризиса. Про народную молву сам народ сочинил десятки пословиц, самая футбольная из которых начинается так: «Худая молва — злая трава...», а заканчивается «...но траву и скосить можно».

Однако на фоне слухов в человеке, прозванном, например, слабым, больным или сумасшедшим, становится очень легко находить внешние признаки слабости, болезни и сумасшествия. Нечто темное, якобы надвигающееся на Семака, отныне отчетливо замечается в его имидже — не только в некормленном взгляде, но особенно в этой странной карантинной моде на паталогоанатомические перчатки, которая, кажется, распространилась только в чемпионате России. Но если тот же Тедеско сочетает этот аксессуар с повседневными бежевыми кофтами, то Семак явно метит в мрачные костюмы и надевает защитную маску черного цвета. То, что «Зенит» не изготовил фирменные маски, оказывается и странным, и точным — прямо сейчас в цветах «Зенита» явно есть черный (траурный). 

Тренер «Боруссии» Люсьен Фавр пытался выручить нас, как только мог. Ему уж точно есть, что рассказать о человеческой нелюбви: больше года праздные люди поучают Фавра на тему того, что Джейдона Санчо, Рейну, Хакими, Биллингема, Дауда, Холланда и других нужно использовать совсем иначе, как будто кто-то из этих футболистов стал тем, кем он стал, не при Фавре.

В матче с «Зенитом» правы были скорее праздные люди. Значительно дольше часа две команды с нулем очков увлекались демонстрацией того, как стоячий играет со стоячим. После перерыва, когда «Зенит» перестал атаковать совсем, «Боруссия» опустила себя до зенитовских обязанностей: опять, опять и опять все заканчивалось навесами в штрафную, и это заставляло не без досады вспомнить наблюдение Мандельштама о том, что «места, в которых петербуржцы назначают друг другу свидания, не столь разнообразны». 

И тогда вновь, как и в матче с «Брюгге», произошло нечто, что уже не скосить, как злую траву, не опровергнуть из официальных уст и не списать на нехватку Малкома или даже Кокорина. То, что исполнил защитник Караваев в эпизоде с пенальти (а прежде — Ракицкий и Ловрен в Питере, а также Дзюба во всех последних единоборствах, а также Барриос при всякой обороне и подстраховке), называется катастрофой текущего состояния (причем именно индивидуального состояния) каждого из игроков. Состояния, несоизмеримого с их среднестатистическим классом. 

Кроме того, мы ясно слышали, как на пустом «Вестфалене» обветренный тренерский голос разносился обычными, наверное, репликами: «Контроль!», «Подбор!», «Сохрани!», «Поднимайтесь!», на каждую из которых игроки отвечали соответственно: спешкой, бардаком, потерей, пораженчеством. 

Это, пожалуй, сильнее, чем просто неудача. Сильнее, чем угловатый стиль. Петербург — город мрачных решений. Возможно, кто-то уже натягивает черные перчатки.

Артём Борисов, tele-sport.ru

Photo by Mike Kireev/NurPhoto via Getty Images

Комментарии

hempphilоколо 1 месяца назад
Артём, это настолько шикарный текст, что я даже зарегался на платформе, чтобы об этом сообщить. Мне даже кажется, что этому унылому матчу только затем...   Еще...

Горячие новости