В грядущие выходные состоится долгожданный этап на трассе «Зандворт», куда «Ф-1» должна была приехать еще в прошлом году. Но пандемия внесла свои коррективы, и до Нидерландов
«королева автоспорта» в 2020-м так и не добралась.
Последний раз «Формула-1» приезжала сюда в далеком 1985-м,
еще на старую «округлую» конфигурацию. Именно тогда Ники
Лауда одержал свою последнюю победу в серии, и по окончании сезона он закончил
карьеру. Сразу после исчезновения из календаря главного чемпионата на автодроме
запланировали реконструкцию из-за строительства рядом нового курортного комплекса,
и в 1989-м Голландия увидела самую маленькую версию трассы — ее протяженность сократилась с 4.252 километров до 2.526.
Каким стал новый «Зандворт»?
Новая внешняя часть трека частично проходит
по дорогам старой конфигурации. В 2001 году автодром вновь перестроили, удлинили,
и он практически принял свою нынешнюю форму — к возвращению «Ф-1» организаторы
обновили асфальт, сделали новые зоны вылета и барьеры. Но самое главное — они видоизменили
3-й и 13-й повороты, создав из них два уже знаменитых бэнкинга с наклоном в 18.7 и 17.7 градусов соответственно. Проектировщиком выступило
конструкторское бюро «Дромо», ранее занимавшееся восстановлением покрытия на «Сильверстоуне»
и изменениями на «Сепанге».
Как изменилась трасса: 2018 vs 2021
За два сезона на обновленной трассе побывали и «кузовные» GT разных уровней, и исторические машины, и младшие «формулы». Последние нас как раз и интересуют
больше всех, особенно серия ФРЕКА, приезжавшая на «Зандворт» в июне этого года. Да, их автомобили значительно меньше по размерам и мощности, чем «Ф-1»,
но зато по их опыту можно более-менее понять, какие зоны будут самыми
интересными и «смотрибельными» для болельщиков.
Трасса легендарна своими скоростными и крутыми поворотами, но это не лишает ее основной проблемы: она очень узкая. Настолько, что это сильно заметно на фоне небольшой по размерам техники ФРЕКА — из-за недостатка места на многих
виражах обходить соперников практически невозможно. А уж что говорить о баржах «королевы автоспорта»…
Скорее всего, у «Ф-1» самым обгонным местом традиционно станет
первый поворот после длинной стартовой прямой — на ней расположилась одна из зон
ДРС. Вторая точка для активации открытого крыла находится на другой более
короткой прямой, замыкающей второй сектор. После нее начинается «эска», входить
в которую колесо в колесо будет довольно проблематично.
Необычному виражу — необычное название
Кстати, у этого первого поворота интересная
история. Он называется «Тарзан», и никто доподлинно не знает почему, но официальная версия такова — еще до постройки автодрома на территории будущего
трека был огород. И его хозяин по прозвищу Тарзан не хотел отдавать землю до тех пор, пока ему не пообещали, что вираж назовут его именем.
Более того, в том числе именно неудача в этом повороте привела
Ален Проста к потере титула в 1983 году. Во время Гран-при Нидерландов
ближе к концу заезда Прост активно боролся с главным соперником Нельсоном
Пике за лидерство. Пять кругов он висел на хвосте у бразильца и никак не мог
его обойти, но в начале 42 круга француз увидел заветный шанс.
Ален вошел в «Тарзан»
по внутренней стороне и попытался оттормозить Нельсона, но его машина
подпрыгнула на кочке и поехала влево, прямиком в «Брэбэм» Пике… Бразилец остался в стене, а Прост поехал дальше, будто бы ничего не произошло. Но, как бы сказал
Фернандо Алонсо, «профессора» настигла карма, и он практически сразу сошел
из-за незаметного на первый взгляд повреждения переднего антикрыла.
Что думают о трассе сами гонщики
Пилот «Мерседеса» Вальттери Боттас рад, что «Зандворт» вернулся в календарь «Ф-1». «У меня очень много хороших воспоминаний отсюда со времен «Формулы Рено» и «Ф-3», — рассказывает финн. — Это крутой трек с небольшим перепадом высот, множеством скоростных поворотов и техничными отрезками — как, например, последний сектор. Всего по чуть-чуть. Это олдскульная трасса. Она не прощает ошибок, и мне это нравится, так что здесь должно быть весело. Даже на гонках «Ф-3» тут было много болельщиков и создавалась замечательная атмосфера, так что с «Ф-1» всего этого станет еще больше».
Максу Ферстаппену же он напоминает один из японских автодромов: «Это непростая олдскульная трасса, немного напоминающая «Сузуку» — ее строил один и тот же человек. С машинами «Ф-1» она должна быть очень быстрой».
У гонщика «Альфа Таури» Пьера Гасли возникло немного другое мнение о том, на какую трассу походит «Зандворт». «Это будет интересный уик-энд, — сказал Пьер. — В некотором смысле повтор Монако: прямые очень короткие, а сам по себе трек очень узок, так что обгонять будет довольно сложно. Значит, квалификация станет особенно важной. Другой фактор — близость моря, то есть, в пятницу покрытие трассы может быть довольно пыльным из-за осевшего на нем песка. Так что условия будут меняться в течение уик-энда».
Скорее всего, фанатам «Ф-1» надо готовиться к неизбежному паровозику. Но зато это даст возможность гонщикам рисковать в виражах и проводить более отчаянные маневры в попытках обойти соперников.
«Формула-1», 13-й этап. Гран-при Нидерландов. Расписание:
3 сентября, пятница
12:30 1-я тренировка (время московское)
16:00 2-я тренировка
4 сентября, суббота
13:00 3-я тренировка
16:00 Квалификация
5 сентября, воскресенье
16:00 Гонка