На следующий день после Гран-при Нидерландов гоночное
сообщество увидело новость, которую ждало по меньшей мере с начала лета, а то
и вовсе с прошлого года. Вальттери Боттас уйдет из «Мерседеса» в конце
нынешнего сезона. И займет место другого финна в «Альфа Ромео» — прямо преемственность
какая-то. Забавно, что сменщиком для Льюиса Хэмилтона Боттас не стал: наверное,
слишком стар для такой роли. И слишком мягок.
Проверка прессингом
Во времена карьеры в «Уильямсе» он считался
восходящий звездой, и ему чуть ли не прочили будущие чемпионские титулы. Проблема
не в Боттасе — он действительно хороший
пилот. Но не один из лучших. И семь лет назад, когда команда Фрэнка Уильямса,
казалось, начала постепенно возвращаться в форму былых славных дней, Вальттери действительно выступал сильно.
Семь пьедесталов за три года на средней машине (наверное, по типу нынешнего «Макларена» или похуже) — это хороший результат. Только стоит
помнить, что напарником у финна был Фелипе Масса — гонщик, бывший чемпионом «Ф-1»
30 секунд своей жизни и так и не вернувшийся в хорошую форму после злополучной
травмы от пружины. И на контрасте, тем более без сильного прессинга, Вальттери выглядел прекрасно. А в 2017 году в «Мерседесе» он попал под каток.
Когда в конце 2016-го Нико Росберг внезапно объявил об уходе,
Тото Вольфф, наверное, недолго чесал свою голову и думал, кого же посадить
взамен. Из участников их программы были еще слишком неопытные Эстебан Окон и Паскаль Верляйн, а большинство остальных гонщиков к тому моменту уже связали
свою судьбу с другими коллективами на грядущий сезон. И — эврика! — Тото пригласил
в в свою команду пилота, менеджером которого, собственно, и являлся.
Вальттери начинал в «Мерседесе» тоже уверенно: на трех из первых четырех Гран-при он заехал на пьедестал, а гонку в Сочи и вовсе выиграл.
Но постепенно, с развитием борьбы между Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем за лидерство в чемпионате, Боттас все больше отходил на второй план и помогал
Льюису побеждать, а команде — лидировать в кубке конструкторов. Он стал хорошим вторым номером, способным, когда надо, сдерживать соперников и следовать
прямиком за семикратным чемпионом. Или даже побеждать.
Стабильность? Не, не слышали
9 первых мест за 92 проведенных Гран-при — это не такая уж и плохая статистика. Просто она меркнет на фоне 46 выигранных гонок у Хэмилтона
за тот же период. У Вальттери нет той стабильности, которая помогла бы ему
поддерживать эту победную поступь. Ему не хватает умения обгонять, из-за чего
он застревает за впереди идущими машинами. У него нет того чемпионского запала,
который заставил бы его «брыкаться» время от времени или — хотя бы — практически всегда быть прямиком за Льюисом. Прощальный голландский быстрый круг после просьбы с мостика его не ставить — уже не в счет.
Логичнее всего посудить об успехах Боттаса по нынешнему
сезону: он либо медленно едет, как в Нидерландах или Штирии, либо ошибается,
как в Венгрии. И если подытоживать, в принципе не совсем удачно выполняет
свою главную миссию — защиту Хэмилтона от Переса и иногда
Ферстаппена. Как, например, в Британском спринте, когда
он на специально обутых более мягких шинах не смог побороться
с Максом на старте и отпустил его вперед.
Может, Льюис просто впервые со времен «Макларена» столкнулся
с по-настоящему сильным лидером — и нет, я не умаляю успехов Феттеля образца
2017-2018 годов. Просто тогда их битва за титул заканчивалась еще в начале
второй половины сезона, а в этом у Хэмилтона пока на горизонте не мелькает шанс
взять титул досрочно. А при чем же тут Боттас?
Да при том, что «Ред Булл» в разы сильнее «Феррари» Себастьяна. И, возможно, в такой ситуации Вальттери стал далеко не таким хорошим щитом для Льюиса, как это было — или казалось — раньше.
Боттаса добила его же собственная команда, начав потихоньку это делать еще с самого первого его сезона в «Мерседесе». И нет, дело не только в командных приказах — каждую зиму,
начиная с 2017-го, финн не знал, оставят его в коллективе или погонят вон с узелком на плече и фанатским клеймом «вторикеллы». И каждое лето Вольфф снова и снова подписывал с ним однолетний контракт.
Да, может, это должно было
подстегнуть Вальттери, заставить его работать еще усерднее. Но, видимо, он все же оказался таким, каким кажется со стороны: мягким, сговорчивым и явно не готовым стать преемником Хэмилтона. Того же нельзя сказать о Расселле.
Почему именно Джордж?
Еще с момента включения британца в молодежную программу «Мерседеса»
было ясно, что этого парня рано или поздно приведут в одну из сильнейших команд пелотона. Он быстрый и способный пилот, который в том
числе может в каких-то моментах уступить Хэмилтону.
Расселл не связан контрактами
в других сериях, и у него есть опыт в «Формуле-1» — кто
знает, как поведет себя «Мерседес» в условиях нового регламента. Джорджу
всего лишь 23 года, он рвется запрыгнуть в чемпионскую
машину и продолжить доказывать свою пригодность на роль сменщика Льюиса.
Боттаса же уже под себя не подстроить, он — взрослая
и сформированная личность.
Юный британец умеет собираться в ответственные моменты, как
он уже показал в Бахрейне, когда заменял Льюиса в кокпите «Мерседеса» в 2020-м.
Да, он не победил и даже не попал на пьедестал, но тому виной заминка на пит-стопе и обидный прокол. Главное — он был максимально близок к Боттасу все
выходные, а по общему впечатлению и вовсе его опередил.
Из соображений «преемственности» хочется верить, что Расселл
все-таки не станет жертвой катка, который проехался по Вальттери. Хочется
верить, что Джордж знает, на что идет, и внимательно прочитает все написанное в контракте, даже мелким шрифтом. Хочется верить, что пилот с амбициями чемпиона
мира когда-нибудь их однозначно реализует. Или, по крайней мере, сделает все
возможное, чтобы об этих амбициях узнал весь мир.