В тренерском профайле Игоря
Чугайнова — работа с юношеской сборной России U19 и добрым десятком клубных
команд, от высшей лиги («Химки») до второй («Новосибирск»). Сейчас Чугайнов, один
из сильнейших защитников в истории российского футбола, — тренер московского ФК
«Красногвардеец» (юноши 2005 года рождения).
Его рассуждения — продолжение
серии публикаций tele-sport.ru в рамках спецпроекта «Детский футбол». Интервью экс-тренера «Локомотива-Казанки» Александра Гришина вы можете прочитать здесь, разговор с боссом Академии Коноплева — здесь, мнение заслуженного тренера России Николая Киселева — тут, а интервью первого тренера Миранчуков — тут.
Игорь
Чугайнов («Торпедо», «Локомотив», «Уралан», олимпийская сборная СССР, сборные
СНГ и России):
- Бронзовый призер чемпионата СССР: 1991
- Серебряный призер чемпионата России: 1995, 1999, 2000, 2001
- Бронзовый призер чемпионата России: 1994, 1998
- Обладатель Кубка России: 1992/93, 1995/96, 1996/97, 1999/2000, 2000/01
- Полуфиналист Кубка обладателей кубков: 1997/98, 1998/99
- В списках 33 лучших футболистов чемпионата России: № 1 — 1997, 1998, 1999, 2000, 2001; № 3 — 1994, 1995, 1996
Игорь Чугайнов. Фото: Tele-sport.ru
— «Мы должны быть
конкурентоспособными на международном уровне» — для меня как для тренера,
работающего с детьми, это просто слова, — с ходу уточняет Чугайнов. — Набор
символов и звуков, лишенный содержания. Им маскируются цели, которых не разглядеть, не пощупать. В 2010-м, мы же не помним, президент РФС Сергей
Фурсенко собирался выиграть домашний чемпионат мира — не Вася Пупкин выкрикивал
удивительные лозунги, а главный человек в российском футболе. Почему вдруг
выиграть, за счет чего, кем — да кто ж знает? Но нужно.
— Высокие цели мотивируют, что не так?
— Японцы в свое время тоже заявили:
мы, говорят, планируем стать чемпионами мира. Но посмеяться над ними никто не успел, потому что последовало уточнение: чемпионская программа рассчитана на 44
года, и она подразумевает смену нескольких футбольных поколений.
Вот японское мышление — и вот
наше. Сравнивайте.
— 44 — слишком далеко. Не доживем.
— Сейчас задачи помельче, но схема
та же: российские клубы и сборные должны конкурировать с мировыми лидерами.
Конечно, должны, мы же большая страна, и прошлое у нас такое, что многие
позавидуют. Но шаги, которые позволят выйти на новые орбиты, — они почему не озвучиваются? Маленькие, аккуратные, незаметные, но конкретные шаги с анализом
результатов на каждом этапе.
Мы хотим воспитать футболистов, способных плюс-минус на равных биться со звездами мирового уровня? Прекрасно. Но первое, что мы для этого делаем, — вводим лимит. То есть уничтожаем базовый принцип конкуренции. Дальше можно не продолжать.
Работая с тем самым
подрастающим поколением, на которое возложена почетная миссия, я понимаю: первое
и главное, чему нужно пацанов учить, — выдерживать сопротивление. Мы говорим
про футбол, но на самом деле вопрос гораздо сложнее, это проблема глубоко социальная.
Для крупных городов — почти уже бедствие. Не случайно в большой футбол
пробиваются в основном провинциалы, которые понимают, что такое трудности
жизни, — по крайней мере, понимают это лучше.
В захолустном Калтане, откуда
вышел лидер действующего поколения Головин, — много ли тренеров с лицензиями?
Условия там обалденные? Вот то-то же. Я в последнее время прихожу к убеждению,
что условия как минимум вторичны. Наше поколение, выросшее на гаревых полях,
было востребовано на мировом рынке, с этим невозможно поспорить. Каких-нибудь
шведов мы делали 3:0 в плохой день. Стоит, наверное, задуматься — почему?
Фото: ФК «Красногвардеец» ВКонтакте
— Почему?
— Жирные времена рождают
слабых, слабые делают жизнь хуже, а плохая жизнь воспитывает сильных — такая вот
теория замкнутого круга. Мы жили на улице, а не в компьютере. Улица нас и воспитывала, в том числе в плане футбольного образования.
— Это же не только наша проблема. Она касается немцев, испанцев, англичан, разве
нет?
— Ну конечно. Поэтому своих
лучших футболистов они все чаще вытаскивают из голодных стран. А сытые играют в компьютерный футбол, потому что у родителей нет времени для своего ребенка: у них очень много важных, как кажется, дел. В первую очередь — накормить, одеть,
окружить вниманием свое чадо, чтобы у него в этой жизни было минимум проблем.
Откупиться от ребенка проще, чем дать ему правильные жизненные установки.
Вот пример — простейший,
жизненный. Недавно нам в «Красногвардейце» новые мячики выдали. Конфетки, а не мячи, с лого «Евро-2020», Роналду такими играет. Для меня — бомба, для них —
норма, ничего особенного, мяч и мяч: круглый, прыгает, летит. Мелочь? Конечно.
Но в ней вся суть: пацаны просто по факту уверены, что должно быть именно так,
а не иначе. ДОЛЖНО, понимаете? Отдавать взамен ничего не нужно, все уже готово,
все налажено. Они родились с этим убеждением. А я помню, как мы свои мячи шкурили,
красили «Нитрой», штопали, камеры ставили. Вкладывали в них душу, можно
сказать, и оттого мяч становился реальной ценностью.
Мы не научили своих детей отдавать, а весы должны находиться в правильном балансе. На чашу «хочу» можно класть что угодно — яхты, острова, космические контракты. Нет предела мечтам, наваливай сколько угодно! Только, пожалуйста, не забудь уравновесить свои запросы потом, кровью, соплями, слезами, синяками, поражениями и победами.
Фото: личный архив Игоря Чугайнова
— Если есть возможность получить мяч «Евро-2020», а не заштопанный и покрашенный, — зачем
лишать детей такой возможности?
— Не нужно никого ничего
лишать. Я говорю о другом процессе: нужно уметь отдавать взамен.
— Может быть, это и есть задача тренера — научить их отдавать?
— Давайте я заставлю своих
пацанов, условно говоря, шкурить мячи и красить их «Нитрой». Что будет? Миллион
писем с жалобами на изверга-тренера, который издевается над детьми.
— А вам хочется это сделать?
— Очень. Хочется, чтобы они часть
себя вложили в этот мяч, который в данном случае — просто фигура речи. Футбол,
еще раз повторяю, — срез жизни, он живет ровно так же, как устроено общество. Вот навскидку: ребенок просит купить ему новый смартфон, потому что у всех в классе новые модели, а у него, оказывается, какая-то отстойная. Ну разумеется,
папа-мама наизнанку вывернутся, даже не задаваясь вопросом: а что наш ребенок
сделал для того, чтобы получить награду? Да ничего он не сделал! Поклянчил,
поканючил, поплакал, только и всего.
Так и катится дальше по схеме:
между собой соревнуются родители, искренне веря в то, что они все правильно делают.
Возвращаясь к футболу: тренерам в большинстве случаев изначально приходится иметь дело с криво сформированной психологией, основанной на принципе потребления. Идеальное поле — должны, мячи и форму — должны, игровое время — должны, деньги за подпись на контракте — должны. Ты ощущаешь присутствие этого барьера на всех этапах.
— Это не вина поколения, а беда.
— Конечно. Я и не обвиняю
своих пацанов, я просто констатирую. «Не ставите меня в состав, — говорит, — уйду
я от вас». А на вопрос «Что ты можешь дать своей команде?» начинает хлопать
глазами, не понимая, чего же от него требуют.
— Можно сделать так, чтобы понимал?
— Чтобы учился понимать —
конечно. Обязательно! Все, о чем я говорю, ко мне как к тренеру имеет самое
прямое отношение, а иначе мы только и будем делать, что тыкать друг в друга
пальцами и выяснять, кто, кому и сколько должен.
— Родители создают вам проблемы?
— Мне — нет, но общаться,
конечно, приходится. Это не проблема, а особенности коммуникации. Они
продвигают свои взгляды, я настаиваю на своих, их выбор — соглашаться или нет.
— Как формулируется задача для детского тренера в целом: дай результат сегодня
или воспитай игрока, который выиграет завтра, но больше?
— Я понимаю свою задачу так:
тренер должен воспитать человека, обладающего качествами, позволяющими футболом
зарабатывать на жизнь.
— А они хотят?
— Мы сейчас повторим философский
круг. Хотеть можно все что угодно, вопрос в другом: что для этого делается? Вот
у меня сейчас выпускной возраст. Если человек пропускает тренировки, я отношусь
к этому с пониманием: дополнительные занятия, подготовка к ЕГЭ, нет вопросов. Но нет и ответов: он хочет стать профессиональным футболистом или нет? Если
приоритет — школа, я уважаю этот выбор. Сожалею ли? Да, конечно. Но вмешиваться
в чужую судьбу, по большому счету, права не имею.
— А руководству школы нужно место в таблице.
— С руководством у меня нет противоречий,
потому что правильно подготовленные футболисты сами вытащат школу наверх. Как у нас в этом году, собственно, и произошло: «Красногвардеец» поднялся из второй
юношеской лиги в первую. В детали подготовки никто не вмешивается, программы не навязывает. Мы весь лес уже вырубили на эти программы, бумаги в стране не осталось, чтобы их печатать.
— Не навязывают, но снабжают?
— Мы к рекомендованным
программам наглухо не привязываемся, потому что любая из них по определению не учитывает реальные условия для данной конкретной школы в данный конкретный
период. Программы есть, РФС их довольно активно разрабатывает — бери, если
нравится, если подходит. Те, что подходят, мы, конечно, используем, адаптируя
их под конкретику. Но ставить тренера в жесткие рамки нельзя. Это глупость
несусветная.
— Вам бы хотелось поработать в каком-нибудь Калтане с ребятами, которые знают,
что такое реальные трудности?
— А почему здесь, в Москве,
нельзя это делать? Можно. Я верю, что можно.
Фото: ФК «Красногвардеец» ВКонтакте
— Что для этого должно произойти? Двум поколениям смениться?
— Еще раз: не нужно строить
глобальных планов и ставить космические цели. Самый правильный, на мой взгляд,
путь: научиться понимать, на каком витке социального развития мы находимся, на что можем повлиять, на что нет — и добросовестно заниматься своим делом. Каждый
на своем участке.
Если мы видим себя следствием проблем — так и будем искать виноватых. Если причиной — имеем шанс сделать жизнь лучше.
Читайте также
- Особенности национального футбола: покажи результат сегодня, а что будет завтра — какая разница?
- «Когда узнал о зарплате 18 600, хотел повеситься». Гришин — в спецпроекте «Детский футбол»
- Разговор с боссом Академии Коноплева: будущее Захаряна, бонусы за Макарова, интеграция с «Акроном», психология детей