За российский футбол после зимней паузы — страшно. Дело не в ковиде (хочется верить, что омикрон-волна к тому времени уже спадет), не в отсутствии конкуренции (она наконец-то есть!), а в болельщиках. Пустых трибун у нас не было давно: даже в роковом 2020-м они в какой-то степени заполнялись. А сейчас грядет пустота, но не из-за пандемии, а из-за закона о Fan ID.
К примеру, объединение фанатов «Спартака» — «Фратрия» — сообщило о бойкоте матчей команды. Срок — до полной отмены закона.
Давайте посмотрим на график красно-белых. 26 февраля — домашнее дерби с ЦСКА. Учитывая, что протест поддерживают и активные болельщики других клубов (запрет уже поддержали фаны «Зенита» и «Ростова»), можно предположить, что трибуны за воротами и гостевой сектор вообще не будут заполнены.
Что во всем этом хорошего? Только одно: минимум конфликтных ситуаций. Обратимся к примеру Бельгии. Казалось бы, благополучная и степенная Европы. Но и фаеры на трибуны соперника запускаются, и кресла поджигаются, и даже матчи из-за этого отменяются. Еще хуже — во Франции, где даже в игроков на поле могут запустить бутылкой. Таким образом, Fan ID — это некоторая гарантия безопасности.
Хотя и довольно хрупкая: сколько раз доводилось ездить в метро перед такими матчами — потасовки случались постоянно. Уверена, что и с участием тех, кто сидит на центральных, а не на фанатских трибунах.
Но в целом пострадает многое:
1. Зрелищность. Баннеры готовят именно активные группы фанатов. Это и эстетика, и ирония: как правило, во время дерби болельщики друг друга троллят. Теперь же придется смотреть не на красочные полотна, а на пустые кресла. Помнится, раньше в социальных сетях шутили на тему низкой посещаемости в некоторых регионах (например, в Казани) и приделывали фотографии пустых кресел с надписью: «перфоманс». Увы, шутка становится правдой.
2. Игроки. От многих доводилось слышать, что кричалки болельщиков только помогают. Ваши фанаты скандируют лозунги в поддержку — вы заряжаетесь бодростью. Болельщики соперника выкрикивают оскорбления — вы подпитываетесь яростью. А теперь кого слушать? Отдельные детские голоса: «Вперед, «Спартак»? Приятно, но мало. Разве что лучше будет слышно подсказки тренера — хоть какой-то позитив.
3. РПЛ. Наш мир — это социальные сети, мемы, тиктоки. Кстати, в последних «Спартак» преуспел: красно-белые вошли в топ-20 клубов в мире по подписчикам на этом ресурсе. Часто популярность приходит именно благодаря видео с болельщиками: те же перфомансы, празднования голов вместе с игроками, яркие высказывания. Помните же фразу про Глушакова и похороны?
А теперь будет пусто. И все это — удар по имижду РПЛ. И так уровень футбола не самый впечатляющий, а тут еще и ограничительные меры. Впрочем, может, болельщики «Спартака» правы, устанавливая срок бойкота? Не будет посещаемости — не будет выручки от продажи билетов. И тогда уже взвоют сами клубы — куда более серьезная сила.